Поворотным моментом в истории париков стала эпоха Людовика XIV. Пока король был молод, и обладал пышной шевелюрой, парики его не интересовали, но облысев, ему пришлось обзавестись ими. Позже он издал указ об обязательном ношении придворными париков. Именно король-солнце ввел моду на алонжевые парики. Это большой многослойный парик, который, как мантия, ниспадал с головы крупными, равномерно завитыми локонами.
Известно имя королевского парикмахера Биннет, который изготавливал и ухаживал за париками Людовика XIV, в его честь укороченные алонжевые парики стали называть «бинет». Цвета париков венценосной особы менялись с годами, первоначальный шатен, к концу жизни короля превратился в седой. Естественно вслед за Людовиком весь двор, а затем и вся знать надела седые парики, независимо от возраста.
Ухаживать за париками было не так, то просто. Пропитанные маслами, напудренные рисовой пудрой, они становились излюбленным местом обитания различных насекомых и мышей. С другой стороны, парик, как и собственные волосы нужно было укладывать в соответствии с модой, чистить, приводить в порядок, если он попал под дождь и т.п, что требовало затрат на услуги парикмахера. Иными словами парик был дорогим удовольствием.
В XVIII веке мужские парики постепенно стали уменьшаться в размерах, тогда как дамские, наоборот стали увеличиваться. Французский журнал «Галерея причесок» сообщал о последних новшествах в области парикмахерского искусства. Он донес до наших дней наименование и описание различных видов мужских париков. Парик «Дювилье» («волан») был высоким и длинным. Парик «Адонис», сообщает нам «Лондонский журнал» в 1734 году похож на веточки крыжовника в глубоком снегу.
Где то к 1770 году, обязательное ношение париков также распространяется на женщин. Мужчины в основном носили светлые парики, а дамы предпочитали пастельные тона, такие как розовый, фиолетовый или голубовато-серые оттенки. Парики указывали на более или менее важное социальное положение человека. Состоятельные господа могли заплатить за дорогую укладку и дополнять ее разнообразными материалами. Во Франции, графиня де Матийон платила своему парикмахеру 24000 фунтов в год, чтобы он укладывал ее парик ежедневно, и прически не должны были повторяться.
Нужно добавить, что в период 1750-1760 годы парики надевали даже детям.
Огромное значение приобретает пудра. Парики покрывают не только рисовой пудрой или крахмалом, но и мукой, тальком. Для этой операции, парикмахеры использовали специальные комнаты, чтобы не пачкать пудрой мебель и одежду, также использовали, специальные конусы из бумаги, чтобы прикрыть лицо человека, когда пудрили его парик.
Эпоха рококо принесла моду на маленькие и аккуратные головки. Небольшие и аккуратны парики в основном использовались в повседневности и в домашней обстановке. Такой стиль получил название «баранья голова», так как волосы укладывалась некрупными завитками, оставляя крупные пряди на затылке. Такую прическу можно увидеть на портретах мадам де Помпадур.
unecoiffure-copyС 1770 годов прически аристократок увеличиваются в объеме, увенчиваются целыми архитектурными сооружениями.
Экстравагантная мода диктовала свои условия. Набитые ватой, или накладным волосом, напомаженные и напудренные эти произведения парикмахерского мастерства возвышались над головой. Парики дополнялись лентами, цветами, оборками, кружевом, перьями, могли быть украшены макетами судов башен и даже мельниц. Чтобы соорудить подобное, куаферу приходилось использовать лесенку, а дамам по несколько недель не разбирать прически и спать на определенных подставках — подголовниках, а то и вовсе сидя в кресле. Даже в карете, некоторым модницам приходилось сидеть на полу, дабы не помять прическу. Придворный парикмахер Леонар придумал механизм, позволяющий сокращать прическу, чтобы дама могла пользоваться крытым экипажем.
В 1780-е годы прически стали увеличиваться вширь, волосы сзади собирались в пышный пучок, или струились локонами с затылка. Пудрой уже не пользовались так щедро, предпочитая естественный цвет волос.
1789 год резко изменил моду. Французская революция объявила парики вне закона. В моду пришел классицизм. Волосы стали убирать на манер древнегреческих или древнеримских статуй.
Обязательным элементом античных женских причесок стал пучок или шиньон, который прикреплялся с помощью шпилек или гребней, использовались и сетки для волос. Мужчины коротко стригли волосы. Постепенно мода на парики канула в прошлое. Парикмахеры еще несколько раз пытались вернуть эту моду, но безуспешно.
На протяжении всего XIX века накладные волосы, то входили, то выходили из моды, но эпоха париков прошла. В ХХ веке парики ненадолго вернулись в 60-е годы, но они изготавливались из искусственных волос, и окрашивались в яркие цвета.
Источник: