Человечество встретило зарю ХХ века, имея в своем арсенале электричество, телефон, телеграф, кинематограф, автомобиль и прочие достижения науки и техники. А также, безудержный рост городов и численности населения, рост промышленного производства. Женщины продолжают бороться за свои права, а многие страны сотрясаются от роста рабочего движения. В 1900 году происходит мировая выставка в Париже, на которой 35 стран демонстрируют свои достижения.
В тоже время, в мире богатых и знаменитых наблюдался очередной всплеск мотовства и неприкрытой роскоши. Париж прочно удерживает позиции столицы мировой моды и модной индустрии. Издавались модные журналы VOGUE, HARPER’S BAZAAR, процветали модные дома Ворта, Дусе, Пакен, сестер Калло, в 1903 года открывается дом Поля Пуаре.
В искусстве основными направлениями были модерн и авангард. Основная черта этого периода это декадентство, эклектизм предчувствие мировых катаклизмов. Открытием для мировой публики стали «Русские сезоны» Дягилева и весь мир русского балета, а также костюмы и декорации Леона Бакста.
Образцами для подражания стали актрисы, танцовщицы и дамы полусвета, достаточно вспомнить Сару Бернар, Айседору Дункан, Мату Харии.
Женская модная одежда должна была всячески подчеркивать роскошную зрелую красоту дамы. В моде царствует стиль Belle Epoque. Модный S-образный изгиб силуэта добивался за счет корсета. Пышный верх создавала огромная шляпа, а пышный низ — прихотливо скроенная юбка. Визитные платья все еще состояли из двух частей: лиф с высоким узким воротником и широкими окорокообразными рукавами, застегивался на крючки или кнопки; и юбки — спереди прямой, а сзади – расклешенной. Место соединения лифа и юбки закрывалось поясом или корсажем с мысом. Пышный бюст подчеркивался волной кружев.
Популярной повседневной (а затем и рабочей) женской одеждой становятся английские костюмы, состоящие из блузки, жакета и юбки. Тканями, которые использовали в повседневной одежде, были лен, хлопок и шерсть. Предпочтение отдавалась спокойным постельным тонам и темным цветам.
Вечерние платья отличались от дневных глубоким вырезом, короткими рукавами (могли быть без рукавов), обильным декором. Конечно же, ткани для таких платьев выбирались шелковые и атласные.
Приверженцы авангардной моды с удовольствием носили творения Поля Пуаре – платья с завышенной талией и цельнокроеным рукавом с прямыми ююбами, а также мешкообразные платья и платья-туники.
Верхней одеждой служили разнообразные пальто, плащи и пыльники и накидки.
Удивительно разнообразными в этот период становятся дамские шляпки. Шляпы с большими полями носили чуть сдвинутыми вперед, а шляпки без полей – сдвигали к затылку. Большие шляпы удерживались на пышных дамских прическах при помощи шляпных булавок.Обувь дам этого времени – ботинки и туфли имели каблук 5-6 см, и закругленный носок. Чулки, чаще всего, носили черные и белые, но встречались и цветные. Для изготовления чулок использовали шелк, шерсть, хлопок (фильдекос, фильдеперс).
Непременными аксессуарами были перчатки и зонтик. А основным украшением был жемчуг.
Мужская мода была более сдержанной. Изменения происходят за счет вариаций длины и ширины лацканов, брюк, полы пальто и пиджаков.
Сюртуки носили только в торжественных случаях. Сюртук имел низкую талию, как правило, двубортный, лацканы отгибались до талии и покрывались шелком. Рукава его заканчивался круглой манжетой с пуговицами. Сюртуки из темного сукна носили со светлыми жилетами и сужеными брюками, которые могли быть в узкую полоску, клетку или из той же ткани, что и сюртук. Постепенно сюртук был вытеснен визиткой, однобортной на одной – двух — трех пуговицах.
Постепенно входили в моду костюмы – визитки: сшитые из одной ткани жилет, сюртук и брюки. Английский классический костюм с однобортными и двубортными приталенными пиджаками прочно укрепился в мужской моде и не выходил из нее весь ХХ век.
Рубашки с застежкой спереди уже появились, но по традиции, мужчины предпочитали те, которые нужно было одевать через голову. Полочки и воротник жестко крахмалили. Воротнички, преимущественно были съемными. Популярным типом галстука остается галстук-бабочка.
Пиджаки проникли и в спорт. Спортивные пиджаки носили с брюками того же цвета или фланелевыми спортивными брюками. Их носили и на прогулку и в домашнем кругу, а также в выходные и праздничные дни.
Парадный вечерний костюм включал в себя двубортный фрак, брюки с отворотами, украшенные тесьмой по внешнему шву и белого жилета поверх рубашки. В начале века фрак был с прямыми фалдами, с закругленными лацканами, ступенчатый воротник или воротник-шальку, покрытый шелком. Для менее торжественных вечеров одевали смокинг.
Верхняя одежда была представлена различными пальто: «честерфильд», «ольстер», «инвернесс», «коверкот», «реглан».
На улицу не выходили без головного убора. Цилиндры, которые носили вместе с сюртуками уже выходят из моды. На пике популярности котелки. В 1903 году в моду входит фетровая шляпа хомбург, которую позднее назвали «Энтони Иден». Для загородных прогулок и пляжа носили шляпы –канотье.
Основной мужской обувью в это время были черные ботинки, плотно облегающие ступню, с узкими носками.
Источник: