Казалось бы, отказ от корсетов и неудобных кринолинов в эпоху ампира должен был приучить человечество обходиться без громоздких конструкций в одежде. Но падение Империи и реставрация монархии во Франции вернула к жизни каркасные устройства, которые стягивали и деформировали тела дам, в угоду моде, и даже приводили к болезням и смертям. Женщины должны были демонстрировать своим внешним видом благосостояния своих мужей и отцов, поэтому объемы платьев и костюмов возрастали до необъятных размеров во второй половине XIX века.
Но, одновременно с ростом ширины юбок у дам в Европе, в Америке зародилось и начало развиваться движение по реформированию женской одежды. Основная цель реформирования была в создании приемлемой формы одежды для повседневной жизни. Связано это было с тем, что в XIX веке Америка активно осваивалась и заселялась, и без женщин здесь нельзя было обойтись. Но в путешествиях громоздкие юбки и жесткие корсеты использовать было неудобно.
Уже в 50-х годах в XIX века Амелия Блюмер (писательница и суфражистка) стала пропагандировать удобную одежду, основой которой стали короткая и широкая юбка до колен и шаровары до щиколоток. Кстати, спроектировала эту одежду ее подруга Элизабет Смит Миллер. Идея такого костюма была в том, чтобы женщине дать возможность носить удобную одежду, которая не стесняет ее движений. Конечно, поначалу, такой костюм носили только самые смелые дамы, но уже в конце столетия блумеры утвердились, как необходимый костюм для прогулок на велосипеде.
В 70-х годах этого же столетия в США начали печататься в журналах статьи посвященные реформированию костюма женщин. Хотя, на протяжении всего XIX века врачи, активисты движения женщин за свои права, общественность и критики моды спорили о вреде и пользе корсетов, кринолинов, видов и форм женской одежды. Медики настаивали, что дамы не могут носить более 3 кг общего веса одежды, тогда как в среднем дамам тогда приходилось носить от 7 до 13 кг одежды на себе. Корсеты сдавливали и деформировали внутренние органы женщин, особенно страдали легкие, которые в сдавленном состоянии плохо вентилировались, и как следствие, вызывали высокий риск легочных заболеваний у женщин. Врач акушер-гинеколог Алиса Бункер Стокхэм активно выступал против корсета, который, по ее мнению мешал
нормальному течению беременности.
В 1880 году вышла книга немецкого гигиениста Густав Йегера «Нормальная одежда как способ охраны здоровья», в которой автор призвал отказаться от одежды из растительных волокон и носить только шерстяные ткани. Йегер спроектировал женское нижнее белье без корсета, которое состояло из нижней рубашки, панталон, нижней юбки и чулок.
В 1882 году в Лондоне появилось «Общество рациональной одежды» (Rational Dress Societ) которое выступало за создание свободной и здоровой одежды как для женщин, так и для мужчин. Ведущим членом общества была Леди Хэбертон, которая требовала заменить юбку на юбку-брюки.
В 1884 году доктор Дж. Алджернон Храм выпустил ряд статей в журналах Торонто, где выразил обеспокоенность тем, что мода были, оказывает негативное влияние на здоровье молодых женщин из рабочего класса, которые по его мнению, тратят большую часть заработка на ненужные предметы одежды, вместо того, чтобы приобретать теплые шерстяные чулки и фланелевые юбки.
Альтернативой корсету стал свободный лиф, который не поддерживал грудь, а лишь обхватывал ее. А в 1889 году на всемирной выставке в Париже уже появилась первая модель бюстгальтера.
Другим альтернативным нарядом для прогрессивных женщин рубежа веков стал костюм «девушки Гибсона».
Костюм состоял из блузки, с высоким воротом, длинной расклешенной юбки, жакета и небольшой шляпки, правда, корсет здесь был необходим. Образ такой девушки был создан американским художником Чарльзом Дана Гибсоном. Тем не менее, стиль «девушки Гибсона, был весьма практичен и многие работающие дамы одевались согласно нему.
Большое влияние на реформирование женской одежды оказали художники «Эстетического движения», которое существовало в Англии в конце XIX века. Сюда входили Джеймс Уистлер , Данте Габриэль Россетти, Альберт Мур и последователи Уильям Моррис, Эдвард Бёрн-Джонс и Обри Винсент Бёрдслей. На своих полотнах они изображали женщин в свободных нарядах, подобных тем, что носили в средние века и эпоху Возрождения. Платья, на картинах выглядели так, словно они сделаны из мягких, пластичных тканей, которые струятся по телу, но не сжимают его. Большое влияние на «эстетическую» одежду оказали традиционные японские кимоно и одежда Древней Греции.
Главным реформатором женской одежды и уничтожителем корсета стал Поль Пуаре. Уже в 1906 году он создает платье, которое не требует корсета, оно свободно спадает от груди до пола.
Последним ударом по неудобной и громоздкой одежде стала Первая мировая война, которая заставила многих женщин отказаться от такой одежды и обратиться к более простой, но комфортной.
Источник: