Метал (от англ. metal) — жанр рок-музыки, сформировавшийся из хард-рока в начале 1970-х г., преимущественно в Англии и Соединённых Штатах Америки.
Основные отличия жанров метала от других жанров рок-музыки — искажённые эффектом дисторшн электрогитары, затяжные гитарные соло, агрессивный ритм, как правило шести-восьми- или двух- дольный размер такта, облегчённые риффы.
Метал имеет достаточно большое число стилей, от сравнительно «мягких» (таких, как, например, классический хеви-метал или такие поджанры, как пауэр-метал) до весьма «тяжёлых» и неприемлемых для большинства неподготовленных слушателей (дэт-метал, блэк-метал, грайндкор и т. п.).
Музыка «металических» жанров распространена практически во всех уголках земного шара, но наиболее крупные сцены обосновались в северной Европе (Британия, Скандинавия, Германия) и северной Америке (США, Канада). Во всех странах Европы, включая Россию, существуют развитые региональные сцены, так же как и в Бразилии, Японии и многих других неевропейских странах. На Ближнем востоке, за исключением Израиля и Турции, тяжёлый рок менее развит из-за жёстких цензурных ограничений.
Поклонников метала называют металистами или металхэдами (англ. metalhead).
Относительно происхождения названия «тяжёлый метал» — «heavy metal» — существует несколько версий и источников. Это выражение зародилось в среде хиппи и битников в начале 1970-х, но откуда пришло в их разговорный обиход остается предметом споров по сей день.
Известно, что «Heavy metal» как термин был впервые употребим к альбому Kingdom Come группы Sir Lord Baltimore критиком Майком Сандерсом и популяризован критиком Лестером Бэнгсом в его статьях о Led Zeppelin и Black Sabbath. Поначалу критики не делали никаких различий между «хард-роком» и «хеви-металом», которые сейчас считаются разными жанрами.
Поджанры:
Блэк-метал — Глэм-метал — Готик-метал — Дарк-метал — Дум-метал — Дэт-метал — Мат-метал — Неоклассик-метал — Пауэр-метал — Пост-метал — Прогрессив-метал — Симфоник-метал — Сладж-метал — Спид-метал — Трэш-метал — Фолк-метал — Хеви-метал
Производные:
Альтернативный метал — Индастриал-метал — Металкор — Ню-метал — Христианский метал — Фанк-метал — Рэп-метал
Основные характеристики метала — «тяжёлые» риффы, исполняемые на электрогитарах со звуком, искаженным эффектом дисторшн, продолжительные гитарные соло, плотная ритм-секция бас-гитары и ударных, и резкий, энергичный вокал. Металу присущи упор на инструментальную часть композиции, виртуозное солирование, нестандартные гармонии. Различные поджанры по-разному символизируют, изменяют эти атрибуты, или лишаются некоторых из них. Корни метала — в блюз-роке, но жанр ушёл от импровизационности и негритянской мелодики блюза к более жесткому и помпезному «европейскому» мелодизму, лишённому свинга. По мнению критика New York Times, в родословном древе популярной музыки метал — один из важнейших видов рока — это стиль с меньшим синкопированием, большим элементом шоу и культом силы. «Из всех видов рок-музыки метал является наивысшей точкой громкости, мужественности и театральности» — пишет Allmusic.
Обычный состав метал-группы состоит из ударника, бас-гитариста, соло-гитариста, ритм-гитариста, и вокалиста, который, чаще всего, не играет на других инструментах. В некоторых группах также применяются клавишные. Остальные инструменты для метала не характерны, не смотря на то, что есть масса примеров использования виолончели, волынки, скрипки, флейты, саксофона или народных инструментов. Как правило, такие инструменты в метале не играют основную роль и вводятся в инструментовку для придания определенной атмосферы.
Значительную роль в некоторых стилях рассматриваемого жанра играют клавишные инструменты.
Условно их можно разделить на три категории:
1. Тяжелые — с характерными для рок-музыки тембрами звуков, преимущественно используется в Progressive Metal, и Hard&Heavy (музыканты — Derek Sherinian, Per Wiberg),
2. Традиционные — с характерными для академической и фольклорной традиции тембрами звуков, используется в Symphonic Metal (музыканты — Mustis, Lyle Livingston)
3. Индустриальные — с характерными для электронной музыки тембрами звуков, используется в Industrial Metal (музыканты — John Bechdel)
Появившись в начале и середине 1970-х, метал прошёл длительный путь развития и трансормации. Начавшись в 70-х как единый стиль (хэви-метал), металлическая музыка достигла пика популярности в 80-е, после чего породила более экстремальные свои формы, а в 90-е и в настоящее время пережила период «кроссоверов», смешений с другими жанрами музыки. На данный момент, насчитывается более десятка основных его поджанров, и ещё больше — смешанных и региональных разновидностей.
Метал-музыка стала культурным феноменом, эволюционировав за пределы музыки. Тематика песен, философия, образ жизни и имидж музыкантов и их поклонников стали важным явлением современной культуры.
Тяжёлая музыка, с одной стороны, является частью современной массовой культуры, с противоположной стороны, приподносится как противоположность ей. Многие группы, в часности представители традиционных видов метала, достигли большого успеха у массовой аудитории. Продажи дисков ведущих метал-групп, таких как Metallica, Iron Maiden, Judas Priest, Rammstein, Nightwish превысили десятки миллионов экземпляров, группы становились лауреатами музыкальных премий, таких как «Грэмми», и давали концерты перед многотысячными аудиториями. Их песни с успехом участвовали в многочисленных хит-парадах, а их видеоклипы транслировал телеканал MTV. Метал имеет громадную армию поклонников; метал-фестивали, такие как Wacken, Earthshaker, Tuska, ежегодно собирают десятки тысяч зрителей. Ему посвящены музыкальные издания (такие как Metal Hammer, Kerrang!, Rock Hard), художественные фильмы (This is Spinal Tap, Metalocalypse, Detroit Metal City) и документальные (A Headbanger’s journey, 4-серия («Never Say Die: Heavy metal») документального фильма о рок-музыке канала BBC «7 поколений рок-н-ролла»), фан-сайты и индустрия фанатской символики. Метал — предмет изучения культурологов и социологов, его история и основы композиции преподаются в некоторых музыкальных колледжах.
Пика своей популярности метал достиг в 1980-е. В разное время он уступал в популярности панк-року, новой волне, гранжу или альтернативному року, но в отличие от них не переживал скачков и падений, сохраняя многочисленную армию фэнов. По словам авторов документального фильма BBC «Seven Ages of Rock», «Хэви-метал никогда не бывает модным, но никогда не выходит из моды».
Большинство металлистов пишут тексты к своим песням на английском языке. Даже те группы, для которых этот язык не родной (немецкие, скандинавские), прибегают к нему, чтобы слушателям были понятны и привычны их песни. Тем не менее, песни на родных языках разных стран не так уж редки.
Текстам композиций присуща отвлечённость, обращение к аллегорическим, фантастическим темам, зачастую эскапизм, патетичность. Темы метала переплетаются с ницшеанской философией. Подобно Ницше, многие металлисты провозглашают культ сильной личности, отвергают обывательский образ жизни, идеализируют мужественных героев, бунтарей, средневековых воинов. Музыкальный критик Андрей Горохов назвал эту особенность «ницшеанско-вагнерианским комплексом».
Метал-группы нередко прибегают к фантастике, мифологии, литературе ужасов. Вместе с тем, немалая часть текстов метал-групп обращается к более традиционным для рок-музыки материям: личная жизнь, свобода, война. Между поджанрами метала есть характерные различия в тематике текстов. Так, для дэт-метала типичны темы войны, насилия и смерти, для дум- и готик-метала — темы меланхолии и мистики, для блэк-метала — оккультные темы, хэви-метал и пауэр-метал часто обращаются к истории и фэнтези. Трэш-метал имеет наименее отвлечённую тематику, обычно посвящённую проблемам общества, и в этом схож с панк-роком и хардкором.
Романтизация войны и насилия заставляет делать многие метал-группы объектом критики со стороны прессы. Но, несмотря на внешнюю агрессивность, лирика метал-групп является скорее элементом стиля и имиджа, а не призывом к насилию; сами музыканты и их поклонники, как правило, относятся к таким текстам с должной иронией.
Метал породил своеобразную субкультуру своих поклонников — т. н. металлистов. Исполнителям и поклонникам метала присущ особый стиль одежды. Хэви-метал группы 80-х, такие как Iron Maiden и Manowar выступали в обтягивающих трико и майках без рукавов, и, по примеру рокеров и хиппи 1960-70-х, отращивали длинные волосы. Однако более традиционным стал впоследствии имидж, включающий в себя кожаные куртки и штаны, металлические цепи и заклёпки, а также чёрные майки с символикой метал-групп. Первопроходцем во внедрении кожаных аксессуаров в среду металлистов считается вокалист Judas Priest Роб Хэлфорд. Этот имидж был подхвачен другими группами, такими как Manowar, Slayer, Ария, HammerFall и др.
Влияние на моду металлистов оказали и байкеры — движение мотоциклистов, близкое металлистам. В частности, тем и другим свойственны татуировки. Многие метал-группы воспевали мотоциклы и быструю езду, как символ свободы, силы и независимости. В свою очередь, метал стал самым популярным жанром музыки среди байкеров.
«Коза», жест двумя пальцами руки, стала постоянным атрибутом концертов тяжёлой музыки. Её ввел в употребление Ронни Дио, вокалист Black Sabbath. В древности этот жест использовался суеверными, чтобы отпугивать злых духов, но в среде металлистов стал знаком одобрения, приветствия исполнителю.
Метал-группы сопровождают свои выступления эксцентрическими сценическим шоу. Для концертов строятся гигантские и дорогие декорации, применяется сложная пиротехника. Сами музыканты могут выступать в сценических костюмах, гриме или даже масках (как это делают Lordi, GWAR или Slipknot).
Источник: