Ноу-вейв (англ. No Wave) — оригинальное направление в музыке, кинематографе и перформанс-арте, зародившееся в Нью-Йорке в конце 70-х годов прошлого века и ставшее своеобразным «ответом» свободных художников и музыкантов на коммерческий нью-вейв. Название впервые употребила Ланч из Teenage Jesus & The Jerks в ответ на вопрос, «играет ли она new wave»: «Уж скорее no wave!».
Границы No Wave как музыкального жанра обозначить трудно; строго говоря, это и есть «музыка без правил», обычно — «шумная» («нойзовая»), атональная (следует отметить, что саунд, собственно звучание в No Wave нередко играет более важную роль, нежели мелодия), но при этом в большинстве случаев обладающая четким ритмом (таким образом, вместо абстрактного «звукового коллажа» мы имеем дело именно с музыкой, наделенной ритмом, темпом и мелодией, пусть и весьма условной). Обычные для No Wave-лирики темы — насилие, болезнь, смерть (ср. «Orphans» или «Crown of Thorns» Teenage Jesus & The Jerks, «Herpes Simplex» Rosa Yemen), протест, отрицание («Burning Rubber» Teenage Jesus и Лидии Ланч). Впоследствии ноу-вейвовая музыка оказала весомое влияние на такие стили, как нойз-рок и индастриал; из No Wave среды образовались такие коллективы, как Swans и Sonic Youth.
Сборник «No New York» (Island Records, 1978), изданный Брайаном Ино, считается определяющей записью эпохи No Wave, своеобразным «лицом жанра». Музыкант, приехавший в Нью-Йорк для работы над 2-м альбомом Talking Heads, посетил альтернативный рок-фестиваль в «Artist’s Space», где, в числе прочих, играли «Contortions» Джеймса Ченса, «DNA» Арто Линдсея, Mars и Teenage Jesus & The Jerks с Лидией Ланч. Восхищенный энергией и самобытностью их музыки, Брайан понял, что, возможно, на его глазах рождается абсолютно новое движение, и предложил музыкантам поработать с ним. В результате их совместного творчества стал сборник, на который вошло 16 экспериментальных композиций (по 4 — от каждого исполнителя). По большей части критики обошли его стороной; обратившие же на альбом внимание отнеслись к нему разнонаправленно. Так, Creem писал: «Самый яростный, невыносимый авангард, „отвратительнейшая» музыка со времен Альберта Эйлера». Тем не менее, со временем «No New York» приобрел почти культовый статус; так, в 2007 он был включен журналом «Blender» в «The 100 Greatest Indie-Rock Albums Ever» («100 величайших инди-альбомов всех времен») под номером 65.
Представители жанра:
• James Chance & The Contortions
• Bush Tetras
• Mars
• Glenn Branca
• Y Pants
• Raybeats
• The Static
• Material
• The Birthday Party
• The Residents
Источник: