15 января день рождения знаменитого композитора, автора музыки более чем к 60 фильмам (в том числе «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Карнавал», «Мэри Поппинс, до свидания!») Максиму Дунаевскому.
Он родился в 1945 году, но по-прежнему находится в прекрасной форме, полон энергии и творческих планов. И по-прежнему ждет от жизни сюрпризов. Ведь когда в 1990-х гг. композитор решил эмигрировать в США, он и предположить не мог, что спустя 10 лет захочет вернуться назад.
Родители композитора — Исаак Дунаевский и Зоя Пашкова
Крутых поворотов в его судьбе было предостаточно. Всем известно о том, что он был сыном знаменитого композитора Исаака Дунаевского, но немногие знают, что Максим был его внебрачным сыном и до 16 лет носил фамилию мамы — Пашков. Его отец в течение 15 лет жил на две семьи, и в обоих у него росли сыновья. Максим никогда не чувствовал себя обделенным его вниманием, так как он рос в атмосфере любви и взаимоуважения — его отец очень нежно относился к его матери, Зое Пашковой. О том, что его родители не женаты, он узнал только после смерти отца. Исаак Дунаевский в 55 лет скончался от сердечного приступа, и тут выяснилось, что Максим не является его законным наследником — ведь в те времена женатым мужчинам не разрешалось записывать на себя внебрачных детей, и в графе «отец» у сына стоял прочерк. Только с помощью Союза композиторов удалось добиться того, чтобы его признали наследником. А в 16 лет, когда Максим получал паспорт, он взял себе фамилию отца.
Максим Дунаевский, Дмитрий Харатьян и Михаил Боярский
Композитор считает, что в его жизни случалось немало чудес. И одним из них стала работа с Юнгвальдом-Хилькевичем над фильмом «Д’Артаньян и три мушкетёра» — режиссер дал ему полную свободу действий, что увенчалось невероятным успехом и принесло композитору всесоюзную популярность. Мало кто знает о том, что именно Дунаевский настоял на кандидатуре Михаила Боярского, ведь режиссер хотел утвердить Александра Абдулова, а композитор убедил его в том, что главный герой музыкального фильма должен хорошо петь. А Боярский в свою очередь сделал хиты Дунаевского популярными еще и на эстраде.
С режиссерами фильмов нередко случались конфликты. Так, Дунаевскому никак не удавалось договориться с режиссером «Карнавала» Татьяной Лиозновой: «…у песни «Позвони мне, позвони», которая в результате стала популярной — было около 25 вариантов! Лиозновой все время что-то не нравилось. И вот я принес ей 21-й или 22-й вариант, и она, наконец, сказала: «Вот. Это — та песня. Все-таки я не зря столько времени приставала к тебе!». Но, самое интересное, что это был самый первый вариант песни. Я от безысходности решил ее обмануть и «подсунул» ей то, что придумал с самого начала».
Максим Дунаевский был женат 7 раз, но очень не любит, когда его называют донжуаном — говорит, что тот пытался осчастливить всех женщин, а сам он крайне избирателен в своих предпочтениях. И браков могло быть гораздо меньше, если бы он раньше понял простую истину: кризис в отношениях нельзя принимать за их крах. Осознание этого пришло к нему уже в зрелом возрасте, поэтому его последний брак длится уже больше 18 лет.
Максим Дунаевский с женой Мариной и дочерьми Полиной и Машей
Когда в 1990-х гг. с распадом Союза наступил кризис в киноиндустрии, Дунаевский решил попытать счастья за рубежом. Тогда он был уверен в том, что уезжает навсегда, «с полным ощущением своей ненужности и потерянности полетел за океан». Еще в 1984 г. в Америку уехала его четвертая жена Наталья Андрейченко — она ушла от него к актеру и режиссеру Максимилиану Шеллу, но предлагала вместе с ними выехать за рубеж. Но Дунаевский решился на этот шаг только в 1990-х гг.
Нужно сказать, что в США у композитора все сложилось весьма успешно — вместе с другом он открыл студию звукозаписи, где сотрудничал с русскоязычными певцами, работал на радио и телевидении, писал рецензии в газетах, подготовил несколько балетно-музыкальных шоу в Атлантик-Сити. Тем не менее позже он признавался: «В Голливуде у меня не было особых успехов — я там просто зарабатывал деньги. По-настоящему «засветиться» в Америке может только тот, кто в ней родился. Теперь я в этом совершенно уверен».
Максим Дунаевский с женой Мариной
В 2001 г. композитор прилетел в Москву и обнаружил, что постепенно все налаживалось: возрождался кинематограф и театральное искусство, и Дунаевскому начали поступать выгодные предложения. И тогда он решил вернуться. Говорит, что в Америке жилось комфортнее, зато здесь — намного интересней. И внутри себя он никогда не порывал с Россией: «Когда возможность творить здесь вновь появилась, мы все снова в России оказались. В нужное время, в нужный час. Мы же там, где есть в нас потребность».
Композитор считает, что 70 лет — не повод останавливаться и отдыхать. Он говорит: «Как и в молодости, от удачной работы, хорошего выступления дочери, встречи с друзьями, с женщиной я ощущаю острый прилив счастья и чувство полета. Не люблю свои дни рождения, потому что они вгоняют меня в хандру, ненавижу подводить итоги, пусть и промежуточные. Мне кажется, это характерно для людей, которые уже остановились. А такие, как я, безостановочно двигаются, смотрят вперед и никогда — назад».
15.01.2018